
Тема проектирования автомобильных стоянок и парковок достаточно объемная. Я решила разделить ее на 3 части. В первой части я обозначу общие требования к проектированию автомобильных парковок и стоянок. Вторая часть будет посвящена расчету необходимого количества машино-мест для парковок или автостоянок. А в третьей части рассмотрим требования по ширине противопожарных разрывов между площадками для хранения автомобилей и различными зданиями и сооружениями.
Терминология: парковка или стоянка?
Чтобы выполнить проект, нужно четко понимать разницу между понятиями парковка и автостоянка, ведь требования в нормативной документации к ним разные. В ТКП 45-3.01-116-2008 и ТКП 45-3.03-227-2010 даны следующие определения:
Автомобильная парковка (парковка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части автомобильной дороги, улицы населенного пункта или прилегающей к ним территории, организованное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589, «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.

Автомобильная стоянка (автостоянка): Место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (гараж, паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок» от 3 октября 2006 г. № 589, «Правилами дорожного движения», «Правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими», а также действующими ТНПА.
Рекомендую их запомнить, точнее, понять разницу, лишним точно не будет.
Размеры машино-мест
Размеры машино-места как для автостоянок, так и для парковок следующие:
для легковых автомобилей — от 2,5х5,0 до 2,5х5,5 м (в зависимости от наличия свободной территории и назначения объекта, у которого устраивается парковка);
для спецавтотранспорта, управляемого инвалидом с нарушением функций опорно-двигательного аппарата или для транспорта, перевозящего такого инвалида, — 3,5х8,0 м;
для грузовых автомобилей — 3,0х8,0 ;
для автопоездов — 3,5х20,0;
для туристских автобусов — 3,5х15,0 м.
Размещение
Размещать места для хранения авто необходимо в пределах участка, отведенного под застройку данного объекта. Автомобильные стоянки и парковки размещают на обособленных площадках и на межмагистральных территориях. При этом парковки располагают в границах красных линий улиц с устройством дополнительных полос шириной 3 м в карманах (уширениях) проезжей части, на боковых разделительных полосах глубиной от 2,5 до 5,5 м в зависимости от принятой схемы расстановки транспортных средств. На картинке показана возможная схема расположения машино-мест на стоянке. Обратите внимание, если на машино-место необходимо въезжать, выполняя диагональную парковку, ширину и длину его увеличивают на 0,5 и 2 м соответственно. И если вам еще необходимо выполнить схему организации дорожного движения (ОДД): нанести разметку и расставить знаки, то делается это в соответствии с СТБ 1300-2014.
На улицах категорий М и А парковки следует размещать вдоль боковых проездов, для остальных категорий улиц и проездов парковки могут примыкать к проезжей части. В стесненных условиях для улиц категории А, в случае отсутствия боковых проездов, допускается размещение примыкающих к проезжей части парковок для легковых автомобилей.
Допускается размещать одноуровневые автостоянки и парковки над инженерными сетями водопровода, газопровода низкого давления, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, тепловыми и кабельными сетями, каналами и тоннелями с учетом требований действующих ТНПА, а также по согласованию с организациями, эксплуатирующими инженерные сети, в случаях обоснованных отступлений от требований ТНПА.
Одноуровневые автостоянки и парковки, размещенные на обособленной площадке, вместимостью 50 и более автомобилей должны иметь раздельные въезд и выезд на расстоянии не менее 15 м друг от друга; при меньшей вместимости — могут иметь совмещенный въезд и выезд шириной не менее 6 м.
На автостоянках и парковках с контролируемым режимом обслуживания транспортных средств (охраняемые автостоянки и парковки) допускается устройство совмещенного въезда и выезда шириной не менее 6 м и отдельно эвакуационных выездов в зависимости от вместимости автостоянок и парковок. Перед шлагбаумами следует устраивать накопительные площадки длиной не менее 12 м — при вместимости более 100 автомобилей и не менее 6 м — при меньшей вместимости.
По общим требованиям, пожалуй, всё. Как рассчитать количество мест для автомобилей разберемся в Части 2 данной темы.
Василий
Нормативные документы бы так же понятно писал кое-кто…
Константин
Доброго дня. Подскажете пожалуйста, какими изменениями в ТКП (конкретный пункт) была предусмотрена обязанность проектировать на автостоянках хотя-бы одну зарядку для электромобилей? Соответствующие изменения, насколько я знаю, были внесены в 2018 году.
Веста
Укажите, пожалуйста, документы, регламентирующие устройство парковок для грузовиков в черте города.
Виталий
Подскажите, пожалуйста, снип или гост по разметке парковочных мест в подземном паркинге? А то между двумя местами колонна, застройщик предлагает сделать разметку посередине колонны и от этой линии считать 2.3 м ширины.
admin
Виталий, нормы по разметке в паркингах в РБ читайте в ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования».
Виталий
Спасибо